пятница, 27 сентября 2013 г.

Сколько стоят бесплатные семинары?


Сколько, на самом деле, стоят бесплатные семинары, тренинги, учебные курсы? Ответ на этот вопрос не так прост и очевиден, как кажется. Для того чтобы ответить на него, поговорим, сначала, о мотивации. Это, кстати, отдельная проблема. Часто нам хочется чему-то научиться, вот только заставить себя этим заняться нам всё время что-то мешает. Мы объясняем это разными причинами, а когда объяснения исчерпывают себя, приходим к выводу о том, что нам не хватает мотивации. Хорошая отговорка. А главное – достаточно размытая и универсальная для того, чтобы воспринимать «недостаток мотивации» как самостоятельную проблему, и… попытаться научиться мотивировать себя. Правда, мотивации для изучения методов мотивации нам тоже не хватает. Получается замкнутый круг. Дело усугубляется тем, что научиться новому мы хотим бесплатно. «Нахаляву», что называется.

Вообще, «найти халяву» - довольно опасное явление, которое обесценивает то, что, на самом деле, имеет вполне реальную ценность и способно принести вполне реальные выгоды.

Современное общество нацелено на потребление. Полезно, выгодно, дёшево. Эти «лозунги» звучат с экранов телевизоров, влияют на наше поведение, и, хотим мы этого или нет, формируют нашу реальность. Люди все больше и больше ориентируются на престиж покупок, который зачастую важен больше, чем практичность и выгодность самой вещи.  Сколько людей  каждые несколько месяцев стараются менять мобильный телефон на более новый, даже если ничего принципиально нового от него не получить? Почему новый iPad собирает километровые очереди? Не потому, что он всем нужен, а потому, что иметь его модно и престижно.

Собственно говоря, всё это – некоторые заметные проявления современного общества потребления, а в терминах системно-векторной психологии - кожной фазы развития.



В данной фазе развития свойства кожного вектора превалируют в общественных отношениях. Среди этих свойств и их выражений – стремление к рациональному использованию средств, тяга к новому, торжество технологий, уважение и исполнение закона. Но у каждой медали две стороны. То, как именно проявляются свойства, зависит от уровня их развития и реализации. Это справедливо, идет ли речь о конкретном человеке, в структуре личности которого присутствует кожный вектор, или о социуме, в котором доминируют кожные настроения.

Причем, этим настроениям оказываются подвержены даже люди, не имеющие кожного вектора. В их сознании, под давлением общества, впечатывается стремление получить что-либо бесплатно. Поэтому поиски «халявы» - будь то сумасшедшие скидки, раздача бесплатных образцов, бесплатные семинары и тренинги – часто играет значительную роль в их жизни. Главная проблема здесь в том, что к большинству того, что «получено нахаляву» мы не можем относиться по-настоящему серьезно.

Вернемся к бесплатным семинарам и к недостатку мотивации. Предположим, некто записался на такой семинар. График учёбы – свободный. Затрат – никаких. Если человека привело на семинар, скажем, любопытство, то он, вероятнее всего, скоро такой семинар попросту забросит. Подсознание не обманешь, на одном любопытстве далеко не уехать. Ведь поверхностный интерес длится недолго, очень скоро его вытеснит что-то новое, как результат – некогда заинтересовавший человека бесплатный семинар будет забыт. Человеку попросту не хватит мотивации для того, чтобы его завершить и получить от него реальную пользу. Ведь каждый раз, принимая решение о том, как распорядиться временем, которое могло бы быть потрачено на учёбу, человек будет испытывать давление множества факторов. Когда встаёт вопрос о том, провести ли несколько часов, занимаясь на бесплатном семинаре, или – пораньше лечь спать, или – посмотреть новый фильм, семинар обычно проигрывает. Любопытство не способно долго поддерживать интерес и этот интерес легко вытесняется чем-то другим. Особенно, если время для семинара придётся выкраивать, отказываясь от чего-то другого.

Как же мотивировать себя на учебу? Нужно сказать, что некоторые люди, которым доставляет удовольствие сам процесс обучения, способны извлечь пользу и из бесплатных семинаров и учебных курсов. Это – обладатели анального вектора. Эти люди способны, приняв решение о том, что им нужно пройти некий бесплатный семинар, методично и усидчиво его изучить. Для людей, не имеющих в структуре личности анального вектора, подобное весьма непросто. Не имея достаточно сильного внешнего мотивирующего фактора они забрасывают учёбу. Если, например, такому человеку нужно изучить что-то для того, чтобы получить повышение на работе, он будет заниматься. А вот если речь идёт о некоей учебе «для себя», им попросту не хватает мотивации. Пусть даже бесплатные семинары «для себя» дают перспективы улучшения жизни, взаимоотношений с окружающими, избавление от каких-либо проблем. Здесь мы опять подходим к проблеме нехватки мотивации.



Собственно говоря, если вы, обнаружив в интернете некую платную учебную программу, полагаете, что освоив её, вы приобретете какие-то полезные навыки «для себя» - вам стоит задуматься о том, чтобы заплатить и пройти обучение.

Если учёба оплачена, именно этот факт будет вас мотивировать. Время на занятия найдётся. Конечно, на время учебы придётся от чего-то отказаться. Но, принимая решение в конкретный день и час, вы получите достаточно сильный стимул для того, чтобы выбрать не «просмотр нового фильма», а «прохождение очередного этапа обучения». Фактически вы, в момент принятия решения об учебе и об оплате этой учебы, понимая выгоды, которые вам принесет обучение, берете самого себя, в психологическом плане, «в заложники». Просто так вы учёбу уже не бросите, то есть, в итоге, получите от неё всё, что можно. Более того, вы постараетесь выжать из этой учёбы максимум полезного. И, что самое главное – выжмете. Как результат, получите реальный шанс что-то изменить в своей жизни благодаря полученным знаниям и навыкам.

Пиратские сайты в Интернете распространяют, должно быть, тысячи незаконно скопированных платных учебных курсов, семинаров, тренингов. Не буду говорить о правовой стороне вопроса. Пусть этим занимаются юристы. А вот о психологической – скажу. Я совершенно уверен в том, что подавляющее большинство пиратских копий таких курсов лежит мёртвым грузом на жёстких дисках тех, кто их скачивает. Вот кто-то нашёл бесплатную копию семинара. Короткий миг радости. Нажатие на кнопку «Скачать». «Теперь я научусь …». Не стоит обманывать себя. Эта копия, наверняка, уляжется рядом с еще десятком таких же копий, которым не суждено превратиться в настоящие знания и навыки, которым не суждено что-то изменить.

«Халява» не имеет особой ценности в психологическом плане. Мотивации попросту не хватит для того, чтобы, например, в течение полугода каждый день уделять несколько часов изучению «халявного» курса. Именно поэтому пираты оказывают медвежью услугу большинству тех, кто, вместо тщательного выбора платного учебного курса, качают бесплатное и забывает о нём. Они попросту лишают людей ценной возможности мотивировать себя на учёбу. В лучшем случае человек пройдёт три-четыре урока, а потом забудет об учебе.

Многие платные семинары предусматривают несколько бесплатных занятий. Эти занятия держатся на первоначальном интересе учеников и призваны показать им небольшую часть того, чему они смогут научиться. Если интерес после бесплатных занятий не угас, если демонстрация пришлась вам по душе, и главное – если вы понимаете, что получив знания, предлагаемые семинаром, вы сможете принести в свою жизнь позитивные изменения – не ищите бесплатные пиратские копии. Просто оплатите дальнейшее обучение. Так вы, вдобавок к интересу, который подвержен колебаниям, получите еще и мощный материальный мотивирующий фактор. Он позволит вам найти время на учёбу и, в итоге, получить те знания, за которыми вы пришли на семинар.



Бесплатные семинары, найденные на пиратских ресурсах, в итоге, обходятся слишком дорого. Их стоимость измеряется не в деньгах, а во времени, потраченном впустую на несколько первых занятий, и в неполученных выгодах, которые можно было бы получить, обучившись на платном семинаре.

Материал подготовлен с использованием знаний, полученных на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

1 комментарий:

  1. Главной национальной идеей нашей страны всегда была надежда. Надежда на халяву. Вот и тратят впустую люди свое время на бесплатные семинары...

    ОтветитьУдалить